Статьи

Автомобиль – не роскошь…

 

Автомобиль – не роскошь…



На сегодняшний день именно автотранспорт дает около 70% вредных газовых выбросов от общего их количества. В общем же, в России, например, на долю машин приходится около 42% выбросов загрязняющих веществ и свыше 10% – углекислого газа. При этом автомобили поглощают до 75% всего производимого моторного топлива, а оставшаяся часть почти поровну делится между авиацией и водным транспортом. 


Безусловно, полностью отказаться от автотранспорта в наши дни нереально – слишком много сегментов экономики зависят от него. Однако сократить выбросы от машин вполне возможно. Например, Евросоюз последние годы развивает программу ALTER ("Альтернативное движение в городах"). Главная ее задача – разработать жесткие городские нормы содержания СО в выхлопных газах и побудить тем самым владельцев авто к выбору экономичных и экологичных средств передвижения. Сейчас в ALTER участвуют такие мегаполисы, как Афины, Барселона, Лиссабон, Стокгольм и др. В США, начиная с 2004 года, введена программа для автопроизводителей, в результате действия которой содержание вредных веществ в выхлопных газах должно быть снижено на 95%. И уже по всему миру не первый год проходят дни отказа от автомобиля, когда пальма первенства на улицах мегаполисов переходит к общественному транспорту, создающему меньший суммарный выброс углекислого газа. 


Сегодня самым перспективным направлением является развитие альтернативных видов топлива, таких как сжиженный нефтяной газ, природный газ, этанол, метанол и метан. Они обладают большей энергией вспышки, чем обычное топливо, и меньше загрязняют воздух (если говорить о природном газе, то выход СО2 при его использовании в 3-4 раза меньше, чем у бензина). Кроме того, последняя тройка веществ производится из возобновляемых ресурсов – дров, органических отбросов, растений, что помогает уменьшить расход ископаемых углеводородов на топливо. Сегодня, например, в Бразилии создана промышленная система, использующая 20-процентную смесь этанола с нефтяным бензином, которая не требует реконструкции двигателей на обычных машинах. Произошло это благодаря правительственной программе, главной целью которой является на 40% обеспечить страну собственным топливом.

 

Квартирный вопрос



Среди виновников глобального потепления не только промышленные гиганты и автомобили. Ответственность лежит и на большинстве горожан, которые пользуются благами цивилизации – отоплением, светом, канализацией. 


По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), до 40% всей производимой только в ЕЭС энергии уходит на нужды городской инфраструктуры. В России эта доля намного больше – причина кроется в том, что большинство зданий не отвечает требованиям энергоэффективности. А ведь с помощью применения современных мер теплозащиты и модернизации коммунального хозяйства выбросы СО2 в атмосферу могут быть сокращены не менее чем на 20%!


Например, эксперты компании GRUNDFOS подсчитали, если бы все циркуляционные насосы, которые на сегодняшний день работают в установках в 27 странах Европейского Союза, были заменены на насосы класса энергоэффективности «А», это бы помогло сохранить 34,68 млрд кВт/ч энергии и снизить выбросы CO2 на 13,87 млн тонн в год!

Надо отметить, такие шаги выгодны и с точки зрения оздоровления экономики страны, что немаловажно в условиях кризиса. Так, исследования Всемирного банка реконструкции и развития, проведенные несколько лет назад, показали, что в России в три раза дешевле снизить потребление энергии и тепла конечными потребителями, чем добыть дополнительный объем нефти или газа. Финансовый потенциал уменьшения конечного потребления энергии и тепла в четыре раза больше, чем финансовый потенциал выработки энергии и тепла. 


Экономия на снижении выработки энергии и тепла в пять раз больше, чем собственно сокращение его конечного потребления. Это значит, что, с учетом затрат на добычу, доставку и подготовку топлива (в частности угля), а также доставку и потери при транспортировке, каждый киловатт, сэкономленный на уровне одной квартиры, сэкономит еще 5 – в энергетике. То есть, идя по пути модернизации коммунального хозяйства, возможно высвободить для других нужд огромное количество столь дефицитной сегодня в России энергии.

 

«В мире есть царь…»



«…Этот царь беспощаден, голод названье ему». Действительно, проблемы, связанные с сохранением энергии, жителям той же Эритреи могут показаться отвлеченными, в сравнении с многолетним недостатком еды и пресной воды. Казалось бы, решение этого вопроса лежит на поверхности: увеличим посевные площади, построим фермы и накормим голодающих – это по силам «золотому миллиарду», неслучайно так много программ помощи предлагается сегодня различными фондами. Однако не все так просто. 


Согласно докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) за 2006 год, живущие на планете около 1,5 млрд коров прямо или косвенно ответственны за выделение 18% всех парниковых газов в мире. Это превышает показатели всех видов транспорта вместе взятых. Коровьи газы и навоз ответственны более чем за треть попадающего в атмосферу другого парникового газа - метана - который нагревает Землю в двадцать раз быстрее, чем углекислый газ. В общей сложности, поголовье коров производит более 100 вредных газов, включая аммиак, который считается одной из главных причин кислотных дождей. Наконец, в процессе ухода за коровами образуются вредные отходы, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Например, из-за попадания отходов в моря и океаны ущерб наносится коралловым рифам. 


Также ФАО сообщает, что на долю нынешнего производства мяса приходится от 14 до 22% ежегодной эмиссии, рассчитанной по «СО2-эквиваленту». То есть при изготовлении стандартного 225-граммового гамбургера в атмосферу поступит столько же углекислого газа, как при поездке на джипе на расстояние около 16 км. По прогнозу ФАО, в дальнейшем положение может ухудшиться: поскольку спрос на мясо в мире растет, в следующие десятилетия люди станут разводить больше коров. В результате ущерб экологии, наносимый стадами этих животных, может увеличиться в два раза уже к 2050 году. 


Если дальше развивать тему, то и выращивание скота требует также большого количества корма на единицу живого веса. По оценкам, сделанным в 2003 году исследователями Лукасом Рейндерсом (Lucas Reijnders) из Амстердамского университета и Сэмом Соретом (Sam Soret) из Университета Лома Линда, для получения 450 г животного белка в виде говядины требуется более 4,5 кг растительного белка – не говоря уже о дополнительных выбросах парниковых газов, связанных с выращиванием кормового зерна. Ведь растениеводство также сопряжено с достаточно высоким уровнем выбросов, поскольку предполагает скрытые природоохранные издержки: использование техники и горючего для возделывания, выделение метана растениями, энергозатраты на транспортировку и хранение. Например, как было отмечено в докладе исследовательской группы Дэниела Моргана (Daniel J. Morgan) и его коллег из Вашингтонского университета, при выращивании в Перу всего лишь полуфунта (225 г) спаржи в атмосферу планеты выбрасываются парниковые газы в объеме эквивалента 34 г CO2. Они – результат применения инсектицидов и удобрений, оборудования для полива, а также использования малоэкономичной сельхозтехники. Охлаждение и доставка этого количества спаржи в соседние страны увеличивает показатель на 56,6 г, доводя итоговый CO2-эквивалент до 90,6 г. 


Таким образом, экстенсивно наращивая производство пищи, человечество способствует ускорению негативных климатических процессов и сопутствующих им катастрофических явлений – ураганов и засух. А значит, еще сильнее обостряется положение в странах третьего мира, от этих явлений более всего страдающих. Условно говоря, выбросы от многотысячных коровьих стад в Южной Америке усугубляют голод в субсахариальной Африке. И это еще один порочный круг глобального потепления. 


Есть ли из него выход? Поскольку уменьшить производство пищи невозможно, стоит обратить внимание на современные способы агротехники, животноводства и ликвидации отходов. Экономист-эколог из Университета Восточной Англии Сьюзан Субак (Susan Subak) рассчитала, что производство 450 г говядины на специальной площадке – система "интенсивного откорма скота по замкнутому циклу" (CAFO) – дает в 3-5 раз меньше выбросов в сравнении со стандартным способом. 


С другой стороны, системы улавливания метана позволяют использовать отходы жизнедеятельности коров для выработки электроэнергии. Пока, из-за высокой стоимости подобных систем, они не нашли широкого применения, но быстрое развитие технологий дает надежду на решение этой проблемы.

 

В 1944 году Ф.Д. Рузвельт сказал: «Сегодня мы стоим перед тем исключительно важным фактом, что для спасения цивилизации мы должны… развивать способность всех людей жить вместе и работать на одной и той же планете в условиях мира». И хотя война давно закончилась, человечество оказалось перед экологической угрозой, серьезнее которой до сих пор не встречало. 


То, что люди из разных стран и придерживающиеся различных убеждений способны действовать сплоченно и ответственно, показало первое Киотское соглашение. Срок его подходит к концу, но не вызывает сомнений, что продолжение усилий необходимо. И есть надежда, что новое, посткиотское соглашение, которое, как планируется, будет принято в декабре этого года на конференции в столице Дании Копенгагене, даст старт решающему витку этой благородной борьбы. 

 

<< вернуться к списку новостей

Специализированные магазины:

- Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Курманжан Датка 148, тел./факс: +(996) 312 364260

- Кыргызстан, г. Бишкек, ул.Ч. Валиханова 2, (ТЦ "АЮ Гранд Комфорт"), 1 эт. бут. A162/16, тел.: +(996) 770 964260

 

Community International Consulting

 

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта