Статьи

Катастрофа Аральского моря

 

Катастрофа Аральского моря

 

Катастрофа Аральского моря заслужила свое место в качестве одной из худших антропогенных экологических катастроф всех времен. Из-за массивного чрезмерного орошения для хлопка и производство зерновых, начиная с советских времен, Аральское море, когда-то четвертое по величине озеро в мире, сократилась до, менее чем одной десятой своего первоначального размера с 1960 год.

 

Аральское море было большим внутренним морем питающимся двумя реками, Амударья на юге и Сырдарья на севере, исторически известные как Окс и Яксарт. Солоноватой в области качества, море было дренажной точкой намного большей системы: бассейн Аральского моря включает в себя все пять республик Центральной Азии, Афганистан и небольшой кусочек Ирана. За исключением Казахстана, около 90% каждой из территорий, оставшихся центрально-азиатских республик, находятся в пределах бассейна Аральского моря. Что касается самого моря, с момента обретения независимости, регионе Аральского моря был под контролем Казахстана и Узбекистана. Первоначально один цельный водоем, был разделён на северную (Казахстан) часть и южную (Узбекистан) часть во второй половине 1980-х годов, а в 2000 южная часть была расколота снова на восток и запад, восточная часть которого в настоящее время почти полностью осушена.

 

Проблема началась как сельскохозяйственная. Вначале 1960-х в больших масштабах был начат проект советского сельского хозяйства в Центральной Азии, наследие которого существует и по сей день, в сельскохозяйственной практике и экономик стран Аральского моря. В основном засушливый район, две основные культуры, выращиваемые в регионе с тех пор, являются хлопок и пшеница. В целях поддержки этих культур, огромное количество воды было перенаправлено из Амударьи и Сырдарьи. Усугубляет проблему, традиционная практика севооборота, от которых уже давно отказались, например, не меняются посевы, что лишает возможности почву в «подзарядке», или нет посадки богатых азотом растений, как люцерна. Такая пере - обработка почвы привела к меньшим выходам урожая и короткому вегетационному периоду для хлопка, что в свою очередь привело к большим объемам полива фермерами, в надежде, преодолеть разницу. Это стало настолько огромным, что Амударья, которая используется для корма в южной части моря, в настоящее время заканчивается в 110 км от моря.

 

Результатом на сегодня является не только экологическая, но и человеческая трагедия. Море, которое используется для поддержки жизненно важной рыбной промышленности, сухое до такой степени, что рыба уже не может жить в столь засоленной воде, что привело всю отрасль к краху в одночасье. Большой настил соли оставленный на месте моря, не имеет достаточный уравнивающий эффект на погоду, и изменение микроклимата в регионе было катастрофическим: снижение в дождь и увеличение соли в песчаные бури оказались настоящей проблемой общественного здоровья, в регионе стремительно растет заболевание раком горла и дыхательных инфекций, и найти питьевую воду становится все труднее и труднее, поскольку подземные воды загрязнены солью. Не только это, но и сама хлопковая отрасль пострадала из-за плохого ведения сельского хозяйства, упомянутых выше. По данным доклада ЮНЕСКО 2000, если засоление почв продолжится с той же скоростью, почвы в регионе не будет в состоянии поддерживать любое орошаемое земледелие в течение нескольких десятилетий, шаг, который был бы разрушительным для миллионов людей, которые зависят от хлопка и производство зерновых в регионе.

 

Несмотря на худшие части этой катастрофы, это еще не все плохие новости.

В последнее десятилетие, благодаря сотрудничеству местных правительств и международного финансирования, было достигнуто реальное улучшение в отмене некоторых действий, которые влекут повреждения Аральского моря. В 2005 году Казахстан завершил строительство плотины Кок Арал как часть проекта в 86 миллионов долларов США, финансируемого Всемирным Банком. Плотину, которая отделяет северную и южную части Аральского моря, построили в надежде на повышение уровня моря на4 метра, с 38 до 42. Хотя эта плотина отрезает южный Арал от Сырдарьи, по существу, исключая половину узбекского Арала, это огромный шаг к возрождению северного Арала. В настоящее время здесь вновь достаточно рыбы, (15 видов, по сравнению с предыдущей 1) для оказания поддержки 100 рыбакам. Существует даже оптимизм, что в течение ближайших нескольких лет море может достичь бывшего портового города Аральск.

 

Разговоры о "казахском чуде" зачастую заслоняет все еще довольно тяжелая ситуация в наиболее засушливой южной части Аральского моря. Хотя в настоящее время регион страдает от последствий высохшего моря, надежда остается не в возрождении самого моря, так как было нанесено слишком много ущерба и ситуация является необратимой, а, скорее, в стимулировании роста водно-болотных угодий в районе. Существует доказательство того, что уровень Аральского моря всегда была в движении до некоторой степени. Например, как береговая линия Аральского начала отступать в современную эпоху, были обнаружены пни датируемые 300 лет давностью, и совсем недавно, в 1700 году, Аральское море было довольно малым. Это не оправдание человеческой деятельности, приведшей снижению уровня моря в конце 20-го века, это предложение о не полном восстановлении самого моря. В Узбекистане, правительство уже сделало несколько небольших озер, чтобы помочь восстановлению водно-болотных угодий. В обеих северной и южной частях моря, были предложены к посадки, саксаул (родного болотное дерево в этой области), в надежде на поощрение естественного возобновления водно-болотных угодий и сдерживанию песчаных дюн.

 

Хотя Аральское море никогда не будет таким, каким оно было раньше, работы местных органов власти и международных организаций, наконец, начали некоторые реальные результаты. Это может только продолжаться с более высоким уровнем образованности по отношению к катастрофе в международном сообществе и более освещаемой деятельности и сотрудничестве в регионе. Дальнейшее восстановление Аральского моря может быть достигнуто не только за счет технологических улучшений, но и на основе комплексного подхода, учитывая потребности жителей региона, а также окружающей среды, тем самым обеспечивая устойчивое решение на социальной лестнице, также учитывая экологическую составляющую.

 

<< вернуться к списку новостей

Специализированные магазины:

- Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Курманжан Датка 148, тел./факс: +(996) 312 364260

- Кыргызстан, г. Бишкек, ул.Ч. Валиханова 2, (ТЦ "АЮ Гранд Комфорт"), 1 эт. бут. A162/16, тел.: +(996) 770 964260

 

Community International Consulting

 

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта